Волшебное преображение

Проект банного комплекса

Авторские работы | №3 (63) '2013

Авторы проекта: Владимир Акулинский, Сергей Иванилов
Мастерская «АИ»

Банная печь собрана из копий и реплик русских сюжетных рельефных изразцов XVI–XVII веков. Сюжеты редко повторяются — их в этой печи около тридцати. Изразцы произведены в керамической мастерской «АИ». Первоначальный вариант печи нуждался в модернизации: каждый раз, чтобы помыться в бане, требовалось прогреть огромный массив кирпичных стен печи, топить приходилось очень долго, а максимальная температура в парной 80 °С тоже не устраивала владельцев.

Особенность печи — в расположении отопительного металлического прибора с парогенератором, размещенным этажом ниже парной. Вода наливается в ушат, установленный на полках, по трубе уходит вниз, попадает в парогенератор, а затем в виде пара поднимается по трубе и поступает в парную при открытых дверцах сквозь стальную нержавеющую решетку. Воздух забирается из парилки через отверстие, расположенное под лавками, через воздуховод попадает в пространство между топкой и кирпичной кладкой и в виде конвекционного тепла возвращается опять в парную через ту же решетку.

Но изначально печь была сложена по-другому. В подвале размещалась кирпичная топка, огонь по длинному каналу продвигался к камням, находящимся в изразцовой печи в парной на первом этаже, проходя через камни, дым уходил в дымоход. Этот вариант называется «баня по-серому».

К сожалению, печь оказалась очень инертной. Чрезвычайно сложной была схема топки: сначала нужно было пропускать дым через прямой ход мимо камней, и лишь когда печь достаточно разогревалась, дым проходил через камни. Если печь недостаточно разогревалась да еще и золу не убрали вовремя из топки, то при поддаче пара из печи вылетала сажа.

Естественно, нужно было модернизировать печь. Все варианты, предложенные печниками, авторов проекта не устроили. Предлагалось сделать конвекцию воздуха по каналам между кирпичами, опустить потолок, были и другие варианты, но ни один не подошел: перед мастерами стояла задача изменить концепцию прогрева, не затрагивая архитектуру печи и объем помещения.

Сложившуюся ситуацию оценил опытнейший инженер-теплотехник и конструктор отопительных систем Сергей Иванович Несов. Он определил мощность печи, рассчитал требуемую мощность для данного объема с учетом материалов, которыми была облицована парная, и сделал несколько предложений решения проблемы. Одно из них было принято. Мастера ушли от инерционной, плохо управляемой печи, заменив ее железной печью-парогенератором. Организовали правильный теплообмен — теплый воздух, выходящий из проема в изразцовом тулове печи, циркулирует по всему объему парной, уходит в отверстие под полками в противоположном углу, через воздуховод попадает в пространство вокруг топки и снова возвращается в парную. Вода с помощью трубопровода попадает непосредственно на раскаленные камни. Появилась возможность подтапливать печь во время банно-парного процесса.

  • Фото 1

  • Фото 2

  • Фото 3

  • Фото 4

  • Фото 5

  • Фото 6

Фото 1. Камера расположена над топкой-парогенератором: осталось провести дымоход и паропровод.
Фото 2. Три трубы выходят из парогенератора: одна — для подачи воды, другая — для выхода пара, третья — для отвода дыма.
Фото 3. Печник закладывает камеру снаружи огне­упорным кирпичом.
Фото 4. Сформирован проем для выхода теплого воздуха и пара.
Фото 5. Установка патрубка паропровода.
Фото 6. После завершения монтажа изразцов закрепляют стальную защитную решетку.

Авторы проекта изразцового банного комплекса — Владимир Акулинский и Сергей Иванилов. Монтаж и конструкционно-отопительное решение осуществили Андрей и Алексей Хомяковы. Консультант по теплотехнике — Сергей Несов. Куратор проекта и автор художественной концепции всего банного комплекса — Петр Скрипников.

Поделиться:

Смотрите также

  • Былинный дух Древней Руси Авторские работы | №2 (62) '2013 Былинный дух Древней Руси

    В комнате отдыха главное место занимает масштабный авторский камин. Очаг снаружи облицован крупными округлыми камнями, кирпичная топка закрывается массивными коваными решетчатыми дверцами. Стекло намеренно не использовали — чтобы не разрушить атмосферу, создаваемую живым огнем, полыхающим в топке, и не превращать печь в «духовку»...

  • В переплетении узоров и стилей Авторские работы | №1 (61) '2013 В переплетении узоров и стилей

    Главный камин расположен в гостиной. Его топка обращена к центру помещения, поэтому вся конструкция в плане имеет треугольную форму. Шахта, куда помимо этой выведены еще две дымоходные трубы, находится со стороны парной. Камин целиком, включая высокий цоколь, больший основного объема по площади, выложен изразцами ручной работы цвета ультрамарин...

  • История по сырой эмали Авторские работы | №1 (61) '2013 История по сырой эмали

    Русский изразец является одним из символов, выражающих национальную идентичность. В оформлении интерьеров наличие изразцовых печей и каминов стало во многих случаях делом обязательным, так как дает осознание своей причастности к русской истории...