История по сырой эмали

Авторская изразцовая печь

Авторские работы | №1 (61) '2013

Авторы: Владимир Акулинский, Сергей Иванилов
Мастерская «АИ»

Русский изразец является одним из символов, выражающих национальную идентичность. В оформлении интерьеров наличие изразцовых печей и каминов стало во многих случаях делом обязательным, так как дает осознание своей причастности к русской истории.

Образцом послужила круглая печь, облицованная рельефными изразцами московского производства. Она была возведена в Тихвинской церкви бывшего села Алексеевского в Москве в 70-х годах XVII века. Другим источником вдохновения стала изразцовая печь в Теремном дворце Московского Кремля. При моделировании изразцов главной задачей было соблюсти общую состыковку по радиусам с учетом дальнейшей усадки после формовки пластической глиняной массы в гипсовые формы, сушки и обжига. Немногие современные изразцы радиальной формы при монтаже составляют окружность, чаще они имеют вид чешуи или горбылей и не состыкуются с изразцами, переходящими в другой радиус. В некоторых достойных мастерских изразцы после формовки в основном укладываются на округлую деревянную заготовку, имеющую форму будущей печи, — так они сушатся, постепенно сплачиваясь. Мастера «АИ» учли все эти нюансы при создании модели, сделали правильную румпу, каждый изразец сушился под гнетом отдельно. В результате радиусы сошлись, и печь обрела круглую форму.

Сюжеты и стилистика расписных изразцов были взяты из древнерусской книжной миниатюры и иконописи. Главные темы — история государства Российского, русские святые, жизнь духовных отцов и Великих князей, их работа, охота, строительство храмов, защита Отечества от многочисленных ворогов. Ручная роспись по сырой эмали — традиционная для русского изразца второй половины XVIII века — самая сложная из классических видов декорирования керамики. Сначала на идеально покрытую методом окунания изразца в белую эмаль поверхность флюсованным пигментом наносится графический рисунок, затем прозрачными цветными легкоплавкими текучими глазурями набираются наиболее интенсивные цвета. Завершающий этап росписи — покрытие фонов солями. Очень сложно набрать нужный тон глазури, все зависит от толщины покрытия, необожженная глазурь после нанесения на эмаль не прозрачна, истинный цвет и глубину она принимает после обжига. С солями еще сложнее. Малейший перебор может привести не только к чрезмерному усилению тона, но и вскипанию и разрыву эмалевого покрытия. Художник должен не только хорошо владеть техникой росписи, но и знать технологию.

  • Фото 1

  • Фото 2

  • Фото 3

Фото 1. Монтаж производился в уже готовом интерьере, поэтому к чистоте были особые требования. Каждый ярус обрабатывался пылесосом.
Фото 2. Каждый изразец крепился с помощью проволоки, продетой в отверстия в румпе и уложенной в кирпичную кладку тулова печи.
Фото 3. Монтаж изразцов, завершающих кокошник. По своей стилистике они подходят также к рельефам уже существующей гипсовой лепнины.

Изразцы изготавливались в художественно-архитектурной мастерской «АИ». Художник-специалист по росписи по сырой эмали — Юлия Гончарова.

Поделиться:

Смотрите также

  • Сказка из глины Авторские работы | №5 (60) '2012 Сказка из глины

    Камины и печи, выложенные керамическими изразцами, по праву считаются одними из лучших. Они не только хранят тепло домашнего очага и создают особый уют, но и делают интерьер более ярким, праздничным, даже парадным. Монтаж даже простых изразцов требует от печника высочайшей квалификации и конструктивного видения...

  • Обитель ангелов Авторские работы | №3 (58) '2012 Обитель ангелов

    Пристенный закрытый камин создан по авторскому проекту в соответствии с решением интерьера. Чугунная топка двухконтурного сгорания с боковым открыванием дверцы оснащена системой «чистое стекло». Достаточно объемный дымосборник в сочетании с дефлектором позволяет эксплуатировать топку с самого начала розжига и до конца ее работы...

  • Сказка о Жар-птице Авторские работы | №3 (58) '2012 Сказка о Жар-птице

    Изготовление и монтаж этого изразцового камина с панно «Жар-птица» состояли из нескольких этапов. После утверждения проекта архитектуры и изразцового декора мастерская Владимира Акулинского и Сергея Иванилова («АИ») приступила к созданию непосредственно самих изразцов...