Сказка о Жар-птице

Изразцовый камин

Авторские работы | №3 (58) '2012

Авторы: Владимир Акулинский, Сергей Иванилов
Мастерская «АИ»

Изготовление и монтаж этого изразцового камина с панно «Жар-птица» состояли из нескольких этапов. После утверждения проекта архитектуры и изразцового декора мастерская Владимира Акулинского и Сергея Иванилова («АИ») приступила к созданию непосредственно самих изразцов.

В связи с большим объемом скульптурных и модельных работ предполагалось, что изразцы будут делать долго, поэтому приняли решение установить дымоход и топку заранее. Была разработана особая конструкция, приблизительно повторяющая обратную сторону изразцовой облицовки с учетом возможной большей усадки изразцов, потом ее возвели из кирпича, оштукатурили, установили топку и подсоединили ее металлической трубой к дымоходу, который, в свою очередь, оперся на кирпичную конструкцию.

При монтаже камина с таким сложным формообразованием главное — найти точку отсчета и привязать к ней изразцы, которые будут крепиться первыми. Так, совсем простой по конструкции подиум оказался самой главной деталью камина. По его бокам были оставлены специальные ниши для забора воздуха, охлаждающего топку и создающего конвекционное тепло.

Драконы, которыми украшен портал, стали одними из наиболее сложных и дорогих деталей изразцового камина. Их было сложно и долго монтировать из-за крупных размеров и большого количества плоскостей привязки к другим изразцам.

В свою очередь, изразцы, из которых состоит панно, тонкие, но имеют по торцам отверстия для крепежа. Для удобства монтажа панно к кирпичной стенке пристреляли монтажную сетку. Во время сборки верхней части камина нижнюю старательно укутывали специальной пленкой. Подобные работы требуют от печников хорошего здоровья и физической выносливости. Часто приходится подолгу находиться в неудобных позах, держать крупные детали на весу, пока другой печник их крепит, а иногда такую деталь держать одной рукой, а другой ее фиксировать, если нет подхода для напарника. К тому же не стоит забывать ни на минуту, что на печниках лежит большая ответственность за изразцы. Так, в камине, о котором рассказывается на этих страницах, многие изразцовые детали неповторимы и имеют большую ценность, например, панно. Каждый изразец панно обжигался не менее девяти раз, и потеря хотя бы одного из них влечет за собой изготовление всего панно заново, так как точно попасть в цвет и фактуру невозможно.

Изразцы — на вес золота, и это не образное выражение: они действительно покрыты золотосодержащими красками. На данный камин пошло не менее трехсот граммов драгоценного металла. Монтаж арочной части карниза потребовал от мастера много терпения и усидчивости: каждая его деталь — большая и тяжелая, к тому же объемная и дугообразная, что очень усложняет ее состыковку с соседними изразцами.

В итоге получившийся камин выглядит так, словно сошел со страниц старинной русской сказки. Жар-птица, традиционная героиня древних преданий, по мнению специалистов, является пере-осмыслением популярного в западно-европейской литературе образа птицы Феникс, и символизирует собой вечное обновление и постоянный круговорот жизненных циклов.

Птица Сирин, чей образ также использован при возведении камина, по старинной русской легенде, обитает в раю и появляется в земном мире для того, чтобы петь прекрасные райские песни. Поэтому эти два мифических персонажа, будучи объединены в одном произведении искусства, создают в доме жизнеутверждающую атмосферу.

  • Фото 1

  • Фото 2

  • Фото 3

  • Фото 4

  • Фото 5

Фото 1. Перед монтажом требуется полная раскладка изразцов камина.
Фото 2. Предварительная кирпичная конструкция камина, приблизительно повторяющая изнанку изразцовой рубашки с допуском на возможную усадку изразцов, которые будут установлены на нее не ранее чем через год. На полу приклеен монтажный скотч, на нем очерчен контур будущего камина.
Фото 3. Очень ответственный этап монтажа: если неправильно сориентировать подиум, то можно сильно усложнить монтаж карниза.
Фото 4. Первые смонтированные изразцы, так называемые «копыта».
Фото 5. Нижняя часть камина собрана, периметр камина определен.

  • Фото 6

  • Фото 7

  • Фото 8

  • Фото 9

  • Фото 10

  • Фото 11

  • Фото 12

  • Фото 13

  • Фото 14

  • Фото 15

  • Фото 16

  • Фото 17

  • Фото 18

  • Фото 19

Фото 6–12. Монтаж эркерной части камина, примерка изразцов для панно, «косичек» и рельефных изразцов, обрамляющих панно. Затем монтаж панно — сложная и ответственная работа, требующая максимальной концентрации усилий. По завершении установки панно камин приобрел вполне законченный вид, но остались некоторые завершающие штрихи.
Фото 13–19. Монтаж скульптуры — головы сирина, затем установка сводчатого обрамления панно. Монтаж арочной части карниза требует от мастера много терпения и усидчивости. Итог — голова сирина поддерживает массивный карниз. За арочным завершием камина спрятано вентиляционное отверстие для выхода теплого конвекционного воздуха.

Поделиться:

Смотрите также

  • Сделано с любовью Авторские работы | №5 (55) '2011 Сделано с любовью

    Коллектив «Мастерской художественной керамики» из Самары сравнительно молод — ему всего три года. За это время керамисты выполнили уже около десятка работ...

  • Природа у домашнего очага Авторские работы | №5 (55) '2011 Природа у домашнего очага

    «Главная тема оформления наших каминов — природа, окружающая дом и привнесенная в интерьер в виде сюжета декора, — говорит художник по интерьерам Марина Путиловская, руководитель собственного дизайн-бюро, автор роскошных классических пространств. — Например, белки, птицы, орехи, шишки на портале камина в гостиной напоминают о сосновом лесе»...

  • Русский лес Авторские работы | №1 (51) '2011 Русский лес

    Скульптор-керамист Владислав Гиценко, специализирующийся в основном на изготовлении художественных изделий из шамота, фаянса и фарфора, а также оформлении каминов, печей, лестниц и интерьеров, начал свою деятельность в этой области еще в далеком 1980 году. Его работы отличаются монументальностью и сложностью исполнения...