Московская готика

Камины в особняке авторства Ф.О. Шехтеля

Авторские работы | №1 (71) '2015

Фото: В. Скляров, С. Экономов, М. Федина
Текст: из книги «Архитектор Фёдор Шехтель. Энциклопедия творчества»

  • Фёдор Шехтель

    Фёдор Осипович Шехтель (26.07.1859 — 7.07.1926)

  • Особняк Харитоненко

    Особняк Харитоненко

  • Московская готика
  • Московская готика

Особняк Харитоненко стал первой возможностью для Фёдора Осиповича Шехтеля создать целостную среду обитания, выдержанную в готическом стиле, актуальном для того момента творческой эволюции зодчего. К слову о каминах: такого их количества (практически в каждой комнате) Шехтель не установит больше ни в одном особняке.

Павел Иванович Харитоненко (1852–1914) был известным в России предпринимателем-сахарозаводчиком. Его торговый дом, годовой оборот которого превышал 20 миллионов рублей серебром, снабжал сахаром чуть ли не полстраны; представительства фирмы имелись даже в Персии.

На дворянском гербе, пожалованном Харитоненко и его потомкам указом императора Николая II, было написано «Трудом возвышаюсь». В течение многих лет Павел Иванович вел обширную благотворительную деятельность. Состоял директором Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, в чьем ведении находилась Московская консерватория. На его средства в консерватории обучались двадцать студентов и обустраивался ее интерьер. Также он явился московским храмоздателем, по инициативе которого возведены церковные здания на Софийской набережной.

Строительство особняка для Павла Ивановича и его супруги началось в 1891 г. Павел Иванович выбрал под строительство Софийскую набережную Москвы-реки. Панорама Кремля, открывающаяся с этого места, до сих пор остается яркой и величественной. В XVI и XVII веках на южном берегу Москвы-реки напротив Кремля были разбиты обширные царские сады и огороды. Церковь Святой Софии Премудрости, построенную царскими садовниками, можно видеть и сейчас. (Следует отметить, что вся семья Харитоненко являлась прихожанами этого храма.)

  • Московская готика
  • Московская готика
  • Московская готика
  • Московская готика
  • Московская готика

Продуманный Шехтелем «сценарий» входа в особняк Харитоненко содержит поистине театральные эффекты. Зайдя в протяженный по ширине тамбур с витражами, гость попадает в необычный мир: все помещения первого этажа оформлены в готическом духе, с облицовкой стен деревянными панелями, встроенной мебелью и гротесковыми из-за своей величины каминами.

  • Архитектор Фёдор Шехтель

«Архитектор Фёдор Шехтель. Энциклопедия творчества»

Подробная биография Шехтеля — зодчего, театрального декоратора, художника-иллюстратора, общественного деятеля — составлена на основе работ историков, исследователей архитектуры, реставраторов, мемуаров современников архитектора, сообщений периодической печати того времени.

Сборник произведений архитектора — вся, сохранившаяся на сегодняшний день журнальная, театральная и архитектурная графика, письма и документы (более 1500 единиц!), редкие архивные и современные эксклюзивные фотографии объектов и предметов декоративно-прикладного искусства. Каждый из документов имеет аннотацию на основе архивных и литературных источников.

По вопросам приобретения обращаться:
Издательский Дом «Красивые дома пресс»
+7 (495) 730-5592
Адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 29
E-mail: xpress@houses.ru

Все права защищены. Любое копирование и использование материалов возможно лишь с согласия правообладателя. Нарушение авторских прав преследуется по закону.

Поделиться:

Смотрите также

  • Сказочный мир 	Авторские работы | №1 (66) '2014 Сказочный мир

    Белорусский художник, скульптор, архитектор Владимир Мудрагелов занимается кладкой каминов с 1986 года. Он уверяет, что никогда не работает по чертежам, потому что «слышит пропорции». За четверть века у него сложилась индивидуальная техника оформления различных конструкций печей, основанная на использовании самых простых материалов...

  • Изразцовый экран в банном комплексе Авторские работы | №4 (64) '2013 Изразцовый экран в банном комплексе

    Архитектор при оформлении интерьера банного комплекса решил использовать изразцы для облицовки декоративного экрана, обрамляющего дверцу топки банной печи. В результате совместных поисков с художниками-керамистами были найдены подходящие сюжеты изразцов, определен цвет, рассчитаны габариты и пропорции декоративного экрана...

  • Волшебное преображение Авторские работы | №3 (63) '2013 Волшебное преображение

    Банная печь собрана из копий и реплик русских сюжетных рельефных изразцов XVI–XVII веков. Сюжеты редко повторяются — их в этой печи около тридцати. Изразцы произведены в керамической мастерской «АИ». Первоначальный вариант печи нуждался в модернизации...