Европейская печь в Архангельской области

Современная печь для Русского Севера

Авторские работы | №1 (81) '2017

Проект создания современной печи в одной из деревень Кенозерского национального парка реализован благодаря тесному сотрудничеству специалистов из разных стран. Первые переговоры в НКО «Махаон Интернешнл» в Словакии были проведены еще в 2013 году, где гостям из Кенозерья продемонстрировали новую эффективную печь, тип которой распространен в европейских странах.

Печь, отличающаяся тепловой эффективностью, экологичностью и дизайном, вызвала большой интерес. Возникло естественное желание заполучить инновацию для Кенозерского национального парка, в котором запланировали создание гостевых домов в нескольких деревнях для обслуживания туристических групп. Со временем решение было зафиксировано в рамках программ Евросоюза по сохранению мирового культурного наследия.

Международный проект «Деревянная архитектура в культурном ландшафте. Вызовы современности» на 2013–2016 годы (инициированный фондом «Поддержка памятников деревянного зодчества») предусматривал в числе других мероприятий реконструкцию одного из деревянных домов в деревне Зехнова и открытие в нем гостевого дома. Вот тут и оказалось весьма уместным использовать кафельную печь европейского типа в качестве эффективного источника тепла. Свой оригинальный проект «кахловой» печи для деревни Зехнова предложил мастер печного дела из Словакии Ян Гузар.

Печь для Русского Севера

Кенозеро с его бесчисленными островами, болотами и прилегающими таежными лесами, многочисленными деревнями, расположенными на береговых склонах, составляет основу национального парка. Сейчас это особо охраняемая территория, где сохранились архаичные формы старорусского жизненного уклада, культуры и традиций в первозданном природном окружении. По оценкам специалистов, Кенозерский национальный парк является выдающимся образцом североевропейского природно-культурного ландшафта. Среди таежных лесов Русского Севера, на берегах Кенозера исторически сложилась россыпь небольших деревень. Среди них на южной оконечности озера несколько столетий дремлет деревенька Зехнова. По преданию, ее основал некий Зех, выходец из новгородских земель.

Около двадцати крестьянских изб, поодиночке и группками расположившихся на прибрежных склонах, являют собой интересный и весьма привлекательный образец деревенского поселения Русского Севера. В зимний период этот край весьма суров, и только крестьянская изба с надежной печью позволяют выжить в таких непростых условиях.

Печь здесь — центр семейного быта; она объемиста, многофункциональна, обставлена множеством обиходных вещей, разнообразной посудой. Здесь пекут хлеб, варят щи и кашу, лечат радикулит, сушат промокшую одежду. И если в гамму запахов леса, преющих мхов и хвои проникает тонкая нотка сладко-горького дыма березовых дров, значит, затопили где-то печь.

Образцы старых печей в деревне, которым сейчас 20 и более лет, по-видимому, воспроизводят конструкции и формы столетней давности.

В деревне Зехнова, одном из интереснейших поселений, проводится реконструкция старинной крестьянской избы «дома Болознева» под гостевой дом, который в скором времени будет готов к приему туристов. Здесь и было решено реализовать проект и установить европейскую кафельную печь.

Современный турист, рассчитывающий даже в глубокой провинции на определенный комфорт, неожиданно для себя найдет в деревне не только домашнее тепло, но и вместо большой русской печи, побеленной известью, слегка закоптившейся и густо пропахшей гарью, кафельную европейскую печь с изысканным дизайном.

Инновационная конструкция и местные традиции

Со строительством кафельной печи европейского типа в деревне Зехнова в печную традицию Русского Севера внедряется новация, основанная на новых материалах, технологиях и эстетике. Но вместе с тем форма и геометрия печи близка традиционным печам Кенозерья и привычна для интерьера крестьянского дома. Однако ее внутренняя структура и конструкция совершенно другие. Так, в качестве топки здесь применяется камера сгорания заводского изготовления немецкой фирмы Brunner с дверцей из огнеупорного стекла. В готовой печи остекленная дверца будет выглядеть как закрытый камин, живой огонь которого всегда радует глаз. Внутренняя поверхность камеры сгорания облицована печным шамотом, рассчитанным на температуру до 1200°С и обеспечивающим повышенную теплоемкость и долговечность.

Вся конструкция печи за топкой строится из разнообразных шамотных изделий, изготовленных в Германии компанией Wolfshoeher Tonwerke. Печь состоит из функционально обусловленных частей: дымовых каналов, хлебной камеры, теплоаккумулирующей внешней оболочки и дымовой трубы. Все внутреннее пространство под внешней оболочкой омывается воздухом, нагретым внешними поверхностями камеры сгорания и дымовых каналов, что позволяет добиться равномерного распределения температуры по всей поверхности.

Дымовые каналы строятся из специальных камней, имеющих как прямые, так и угловые элементы, — это дает возможность производить монтаж быстро и качественно. Первый метр канала за топкой традиционно выполняют с более толстыми стенками (6–9 см), чем последующие (4,5 см). Соединение каналов с топкой и далее каналов с дымовой трубой осуществляется через специальные металлические переходники с толщиной стенки не менее 2 мм. Дымовые газы попадают в дымовую трубу, сделанную из универсальных шамотных труб того же производителя. Снаружи трубы защищены негорючей теплоизоляцией и каменной оболочкой из керамзитобетона. Пекарная печь выкладывается из шамотных плит с пазом и гребнем и перекрывается сводчатой конструкцией из клиновидных камней, а затем через металлический патрубок соединяется с вертикальной дымовой трубой. В данном проекте одна дымовая труба используется для двух источников тепла: теплоаккумулирующей и пекарной печи, расстояние между точками подключения должно быть не менее 60 см.

Вся внутренняя часть конструкции закрывается внешней оболочкой из крупноформатных шамотных плит, а снаружи печь украшают кафельные элементы внешней отделки, но не только. Ведь печной кафель — это не просто декор, но и дополнительная аккумуляция тепла. Он установлен как самонесущая самостоятельная конструкция. Между внешней оболочкой из печного шамота и кафелем остается воздушный зазор 1,5–2 см. Благодаря этому горячий воздух с внутренней стороны равномерно прогревает кафельную оболочку, что обеспечивает равномерную и мягкую теплоотдачу.

Стилистика кафельной печи

Стилистика кафельных печей в европейских странах очень богата и разнообразна. Она всегда соответствовала художественным вкусам времени.

Но в данном случае за основу взята эстетика сельского быта без излишнего декора, что и позволяет органично вписать кафельную печь в интерьер деревенского гостевого деревянного дома.

Выбранная цветовая палитра кафеля, состоящая из белого, охристого, красного с вкраплением синих вставок, вполне гармонична и напоминает некоторые образцы многоцветных лоскутных покрывал, которые есть в каждой избе деревни Зехнова. Имея индивидуальный, неповторимый облик, кафельная печь становится центральным элементом, украшающим интерьер помещения, оформленного как чайный зал в гостевом доме.

Строительство кафельной печи выполняет мастер печного дела из Словакии Ян Гузар со своими помощниками. Индивидуальное проектное решение печи специально разработано его командой для гостевого дома с учетом особенностей планировки и площади отапливаемых помещений.

Шаг вперед

Строительство европейской кафельной печи в деревне Зехнова — это шаг вперед. Модель обладает всеми преимуществами современных отопительных печей — ее тепловая эффективность выражена в высоком КПД (до 82%). Она обогревает два помещения общей площадью 70  м² (чайный зал — 50 м² и жилую комнату — 20 м²). Эмиссия минимизирована до нормативных уровней, установленных в Евросоюзе, обеспечена противопожарная и санитарная безопасность, увеличен срок эксплуатации без ремонта. Использование такой печи в доме, где помимо нее имеются традиционные кирпичные печи, наглядно демонстрирует преимущества новых технологий.

Кроме того, это хороший пример того, как грамотное применение новых технологий и материалов не вступает в противоречие с бережно сохраняемыми традициями, не нарушает целостности среды, но повышает комфорт и улучшает эмоциональный климат, что является далеко не последним фактором для более широкого привлечения туристов в Кенозерский национальный парк. Все участники проекта «Кафельная печь в деревне Зехнова» выражают надежду, что эксплуатационные достоинства новой печи будут высоко оценены как туристами, так и персоналом Национального парка.

Поделиться:

Смотрите также

  • Московская готика Авторские работы | №1 (71) '2015 Московская готика

    Особняк Харитоненко стал первой возможностью для Фёдора Осиповича Шехтеля создать целостную среду обитания, выдержанную в готическом стиле, актуальном для того момента творческой эволюции зодчего. К слову о каминах: такого их количества (практически в каждой комнате) Шехтель не установит больше ни в одном особняке...

  • Сказочный мир 	Авторские работы | №1 (66) '2014 Сказочный мир

    Белорусский художник, скульптор, архитектор Владимир Мудрагелов занимается кладкой каминов с 1986 года. Он уверяет, что никогда не работает по чертежам, потому что «слышит пропорции». За четверть века у него сложилась индивидуальная техника оформления различных конструкций печей, основанная на использовании самых простых материалов...

  • Изразцовый экран в банном комплексе Авторские работы | №4 (64) '2013 Изразцовый экран в банном комплексе

    Архитектор при оформлении интерьера банного комплекса решил использовать изразцы для облицовки декоративного экрана, обрамляющего дверцу топки банной печи. В результате совместных поисков с художниками-керамистами были найдены подходящие сюжеты изразцов, определен цвет, рассчитаны габариты и пропорции декоративного экрана...